Путевая
аппаратура АЛС-ЕН
Краткое
описание, правила включения и настройки.
А.Б.Кузнецов, главный специалист отделения Автоматики и АЛС ВНИИАС МПС
России
Статья написана применительно к участку Рябово - Клин Октябрьской железной дороги. На других участках, которые будут оборудоваться путевыми устройствами АЛС-ЕН, могут быть свои особенности.
Путевая аппаратура АЛС-ЕН предназначена для формирования и передачи в рельсовую линию сигнала непрерывного канала многозначной автоматической локомотивной сигнализации. В составе аппаратуры есть сложное электронное устройство. В изготовлении применена современная технология. Использованы элементы поверхностного монтажа.
Прием сигнала осуществляется комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ).
Состав
путевой аппаратуры АЛС-ЕН
Путевая аппаратура АЛС-ЕН состоит из следующих приборов:
Назначение
и краткое описание приборов
Блок сетевого трансформатора с фильтром (БСТФ).
Предназначен для понижения сетевого напряжения 220 В переменного тока частотой 50 Гц до напряжений переменного тока с величинами 10 В, 17 В и 17 В, необходимых для питания, соответственно, цифровых узлов, входных цепей и усилителя мощности блока ФСС, а также для снижения электромагнитных помех, проникающих по цепям питания.
Конструктивно блок БСТФ выполнен в виде блока типоразмера ДСШ и имеет стандартную штепсельную розетку.
Питание блока осуществляется от цепей ПХ-ОХ через предохранитель номиналом 1А (на станциях предохранители устанавливаются в оба полюса питания).
Питающее напряжение 220 В подается на выводы 1 - 4 блока.
Блок формирует три значения выходных
напряжений питания для блока ФСС:
Для обеспечения работоспособности БСТФ необходимо наличие перемычки между выводами 61 и 63.
Предназначен для
формирования и усиления сигналов АЛС-ЕН, информативность которых определяется
состоянием контактов реле, включенных в цепи выбора кодовых комбинаций. Кодовая
комбинация состоит из двух информационных подканалов. Первый подканал условно
назван "КОД", второй - "СИНХРОГРУППА".
На лицевой панели ФСС расположены два цифровых семисегментных индикатора. На левом индикаторе высвечивается номер формируемого кода, на втором - номер синхрогруппы. Информация высвечивается в шестнадцатеричном виде, то есть от 0 до 9 в виде цифр, а от 10 до 15 в виде латинских букв, соответственно, A, b, C, d, E, F. Кроме цифровых индикаторов, на лицевой панели блока имеются три светодиода, размещенные по вертикальной линии. При нормальной работе блока все они должны светиться. Если не светится верхний светодиод, а остальные светятся, - значит вышел из строя один из трех встроенных комплектов блока ФСС, то есть ЧАСТИНЫЙ ОТКАЗ (ЧО); при этом сигнал АЛС-ЕН присутствует на выходе ФСС. Если не светится средний светодиод, - вышли из строя два или три из трех встроенных комплектов блока ФСС, то есть ПОЛНЫЙ ОТКАЗ (ПО); при этом сигнал АЛС-ЕН отсутствует на выходе ФСС. Если не светится нижний светодиод, - сигнал АЛС-ЕН отсутствует на выходе ФСС.
Конструктивно блок ФСС выполнен в виде блока типоразмера ДСШ, однако имеет нестандартную штепсельную розетку (БПЗ-ФСС) и крепеж в виде центрального болта.
Питающие напряжения с блока БСТФ поступают на следующие выводы ФСС (БПЗ-ФСС):
В обозначении выводов первая цифра указывает номер разъема, а вторая номер вывода, например, 1-а3 означает разъем ХТ1 вывод номер а3.
Выбор параметров сигнала АЛС-ЕН осуществляется контактами сигнальных реле и реле счетчиков в соответствии с поездной ситуацией и выполненным монтажом. Включение требуемой кодовой комбинации и синхрогруппы осуществляется путем подключения соответствующего вывода блока ФСС с общим выводом блока 1-с2. Выбор кодовой комбинации осуществляется непосредственно подключением общего вывода 1-с2 с требуемым выводом, а выбор синхрогруппы осуществляется через входные (1-с3, 1-с4, 1-с5 и 1-с6) и выходные (2-с3, 2-с4, 2-с5 и 2-с6) выводы блока. При этом подключение общего вывода 1-с2 к одному из входных выводов соответственно ведет к выбору той синхрогруппы, вывод которой подключен к выходному выводу блока с тем же номером. Так, например, при подключении общего вывода к входному выводу 1-с4 ведет к выбору синхрогруппы, вывод которой подключен к выводу 2-с4.
Диагностические выводы 1-в1, 1-в2, 1-в3 и 1-в4 служат для подключения реле контроля работоспособности блока ФСС. Контакты контрольного(-ых) реле включаются в схему диспетчерского контроля или в схему аварийной сигнализации на пульте-манипуляторе у ДСП на станции.
Выходной сигнал (частотой 175 Гц) с выводов 1-а2, 1-а3 и 1-а4 поступает на блок выходных трансформаторов. Напряжение переменного тока между средним выводом 1-а3 и двумя крайними (1-а2 и 1-а4), при подключенном блоке БТКУ-Ф, составляет порядка 20 В.
Блок выходных трансформаторов с фильтром (БТКУ-Ф).
Состоит из двух независимых друг от друга трансформаторов, каждый из которых может выполнять роль как выходного трансформатора усилителя мощности ФСС, так и понижающего трансформатора, обеспечивающего требуемый уровень тока АЛС-ЕН для конкретной рельсовой цепи, поскольку трансформатор имеет многосекционированную вторичную обмотку.
Блок БТКУ-Ф выполнен в виде нештепсельного блока типоразмера ДСШ.
Подключение внешних цепей осуществляется с монтажной стороны на клеммных колодках (клеммы "под гайку"). Нумерация выводов клеммных колодок представлена на рис.5.
Входными выводами первого трансформатора блока являются выводы 1-1, 1-2 и 1-3, а второго трансформатора блока соответственно 3-1, 3-2 и 3-3. В обозначении выводов первая цифра указывает номер разъема, а вторая номер вывода, например, 1-3 означает разъем ХР1 вывод номер 3.
Применение одновременно двух выходных трансформаторов обеспечивает высокую защиту выходных цепей блока ФСС и удобство в регулировке выходного уровня сигнала. К первому трансформатору подключаются выходные выводы блока ФСС. Выход первого трансформатора (выводы 1-5 - 2-7) подключается к входу второго трансформатора (выводы 3-1 - 3-2 или 3-1 - 3-3). При этом, если используются входные клеммы второго трансформатора 3-1 - 3-2, то выходное напряжение регулируется в пределах 2,8 - 24,0 В, а если входные клеммы 3-1 - 3-3, то в пределах 1,4 - 12,0 В.
Кроме того, в разрыв связей между трансформаторами устанавливаются контакты реле, позволяющие при необходимости без нарушения нормальной работы блока ФСС отключить сигналы АЛС-ЕН. Так на сигнальных точках в цепи между первым и вторым трансформаторами включены контакты реле КЖ и ПН, отключающие кодирование сигналами АЛС-ЕН защитного участка и при движении в неправильном направлении.
На станциях нередки случаи, когда к выходу первого трансформатора подключается несколько вторых трансформаторов с целью обеспечения предварительного кодирования рельсовых цепей или в случае большой разницы в длинах РЦ.
Встречаются также случаи использования только одного выходного трансформатора, что позволяет регулировать уровень сигнала только в пределах 2,8-24,0В.
Регулировка требуемого уровня сигнала АЛС-ЕН осуществляется путем подключения к соответствующим выходным выводам (клеммам) второго трансформатора. Примерные значения выходных напряжений трансформатора ТКУ представлены в таблице 1.
Блок помехозащитный для ФСС (БПЗ-ФСС).
Представляет собой ответную часть (розетку) для ФСС, которая крепится к раме статива ЭЦ или раме релейного шкафа АБ. Предназначен для подключения блока ФСС к монтажу и для ослабления электромагнитных помех, проникающих в ФСС. БПЗ-ФСС имеет по два штепсельных разъема (ХТ1 и ХТ2) с обеих сторон (с монтажной и лицевой). С монтажной стороны к этим разъемам подключается жгут, а с лицевой стороны - вставляется блок ФСС. Тип разъема - РП14-30.
Является составной частью (индуктивностью) резонансного LC контура 175 Гц.
Является составной частью (конденсатором) резонансного LC контура 175 Гц.
Выходной сигнал АЛС-ЕН с блока БТКУ-Ф поступает на резонансный контур, состоящий из блоков ДС-1 и БК.
Блоки ДС-1 и БК представляют собой нештепсельные блоки с подключением внешних цепей с лицевой стороны блоков. Нумерация выводов блоков представлена на рис. 1 и рис. 2.
ДС-1 БК

Рис. 1 Рис. 2
Настройка контура в резонанс осуществляется при включенном сигнале АЛС-ЕН путем изменения емкости установкой или снятием перемычек на блоке БК.
Правила включения и настройки путевой аппаратуры
АЛС-ЕН
Работы должны проводиться во время перерыва в движении поездов техническим персоналом, имеющим право на производство данного вида работ.
Перечень и порядок выполняемых
мероприятий при включении путевой аппаратуры АЛС-ЕН
1. Перед включением аппаратуры необходимо убедиться в соответствии произведенного монтажа проектной документации, наличии блоков аппаратуры с отметкой РТУ(КИП).
2. Подать электропитание на аппаратуру путем установки соответствующего предохранителя 1А.
3. Убедиться в работоспособности блока ФСС (должны светиться 3 светодиода, на цифровых индикаторах должна высвечиваться одна из кодовых комбинаций).
4. Измерить уровень напряжения переменного тока между выводами 11 и 31, 23 и 43, 62 и 82 блока БСТФ. (Должны быть в пределах от 8,5В до 11,5В, от 14В до 19В, от 14В до 19В, соответственно; диапазоны напряжений даны с учетом того, что напряжение сети переменного тока может меняться в диапазоне от 187В до 242В).
5. Измерить уровень напряжения переменного тока между выводами 1/2 и 1/1, 1/2 и 1/3 блока БТКУ-Ф (Должны отличаться не более, чем на 2 В и находиться в пределах 20 - 25 В. При необходимости заменить БТКУ-Ф, ФСС).
6. Запросившись у ДСП, искусственно включить кодирование блок-участка.
7. Проверить настройку резонансного контура ДС-БК (фильтр 175 Гц) путем измерения величин напряжений переменного тока на элементах контура. Уровни напряжений на ДС и на БК должны отличаться не более, чем на 10%. При необходимости контур настраивается изменением емкости БК следующим образом: Если напряжение на БК больше чем на ДС - емкость увеличивают, если напряжение на БК меньше чем на ДС - емкость уменьшают. Изменение емкости блока БК производится установкой (удалением) соответствующих перемычек непосредственно на колодках БК. Принципиальная схема БК приведена на рис. 3. Виды блоков ДС1 и БК с лицевой стороны представлены на рис.1 и рис. 2, соответственно.
Схема БК

Рис. 3
8. Измерить уровни напряжений переменного тока на выходе БТКУ-Ф и БК (Должны соответствовать данным регулировочных таблиц). При необходимости изменение этих уровней производится переключением проводов на колодках БТКУ-Ф. Величины напряжений на контактах БТКУ-Ф приведены в табл.1. Принципиальная схема БТКУ-Ф приведена на рис. 4, вид блока со стороны монтажа - на рис. 5.
Таблица 1
|
Контакты изделия |
Напряжение в пределах, В |
Контакты изделия |
Напряжение
в пределах, В |
|
XP1:5, XP2:7 |
от 22 до 24 |
XP2:3, XP2:7 |
от 5,6 до 6,0 |
|
XP3:5, XP4:7 |
от 22 до 24 |
XP4:3, XP4:7 |
от 5,6 до 6,0 |
|
XP1:6, XP2:7 |
от 14 до 18 |
XP2:4, XP2:7 |
от 3,6 до 4,5 |
|
XP3:6, XP4:7 |
от 14 до 18 |
XP4:4, XP4:7 |
от 3,6 до 4,5 |
|
XP1:7, XP2:7 |
от 11 до 12 |
XP2:5, XP2:7 |
от 2,8 до 3,5 |
|
XP3:7, XP4:7 |
от 11 до 12 |
XP4:5, XP4:7 |
от 2,8 до 3,5 |
|
XP2:2, XP2:7 |
от 7 до 9 |
XP2:7, XP2:7 |
от 0,4 до 0,5 |
|
XP4:2, XP4:7 |
от 7 до 9 |
XP4:7, XP4:7 |
от 0,4 до 0,5 |
Схема БТКУ-Ф Нумерация выводов БТКУ-Ф

Рис. 4 Рис. 5
9. Прибором А9-1 на частоте 175 Гц измерить величину тока в рельсовой цепи при наложении нормативного шунта на входном конце блок-участка (должен быть в пределах от 0,28А до 0,8А). При необходимости регулируется изменением уровня напряжения на выходе БТКУ-Ф (см. п.6).
10. Выключить кодирование блок-участка.
11. По цифровым индикаторам блока ФСС проверить номера выбираемых кодов и синхрогрупп на соответствие требуемым значениям, указанным в таблице сигнальной установки (прил. 1), в зависимости от поездной ситуации (показания напольного светофора, количества свободных блок-участков, заданного маршрута приема на станции и т.п.). Проверка осуществляется визуальным наблюдением за показаниями цифровых индикаторов блока ФСС при прохождении по перегону подвижной единицы по мере занятия и освобождении впереди лежащих блок-участков. На предвходных сигнальных установках и на станционных сигналах необходимо проверять соответствие показаний индикаторов ФСС при всех возможных показаниях напольных светофоров, включая имитацию перегорания нити лампы красного сигнала входного светофора. При этом обеспечить включение скоростного режима проследования станции. При проверке сигнальных установок, где в схеме выбора кодовых комбинаций используются контакты реле информирующих о режиме проследования переезда, необходимо на данном переезде включать режим скоростного движения.
Все возможные поездные ситуации и соответствующие им параметры путевой аппаратуры АЛС-ЕН для конкретного сигнала должны быть расписаны в столбцах "требуемые значения" таблицы сигнальной установки. Полученные данные проверки и измерений заносятся в соответствующие графы. Примерный вид таблицы приведен ниже.
Для проверки работоспособности путевых устройств и канала АЛС-ЕН на данной сигнальной установке организуется проверка функционирования устройств на соответствие графику осигнализования участка путем имитации всех возможных поездных ситуаций с помощью двух подвижных единиц, одна из которых оборудована устройством КЛУБ.
Примерный вид таблицы для конкретной сигнальной установки
ШЧ___ Октябрьской ж.д. Перегон ________________Сигнальная
установка №_____
(Станция) (Сигнал)
|
Показание напольного светофора |
Кол-во свобод- ных блок-уч. |
Показа-ние индика-торов ФСС (требуемое значение)* |
Дата: "_"___200_г |
Дата: "_"__200_г. |
Дата: "_"__200_г. |
Дата: "_"__200_г. |
Дата: "_"__200_г. |
Дата: "_"__200_г. |
|
Показание индикаторов ФСС (факт.) |
Показание индикаторов ФСС (факт.) |
Показание индикаторов ФСС (факт.) |
Показание индикаторов ФСС (факт.) |
Показание индикаторов ФСС (факт.) |
Показание индикаторов ФСС (факт.) |
|||
|
|
0 |
0 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
9 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 d |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
5d |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
8 d |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
b d |
|
|
|
|
|
|
|
|
>5 |
C d |
|
|
|
|
|
|
|
Наименов. параметра |
№№ контак. |
Треб. значение |
Фактическое значение |
Фактическое значение |
Фактическое значение |
Фактическое значение |
Фактическое значение |
Фактическое значение |
|
Напряже-ние на контактах БСТФ, В |
1 - 4 |
188-242 |
|
|
|
|
|
|
|
11 - 31 |
8,5-11,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 - 43 |
14-19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
62 - 82 |
14-19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Напряже-ние на контактах БТКУ-Ф, В |
1/2-1/1 |
20-25 |
|
|
|
|
|
|
|
1/2-1/3 |
20-25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выход |
Нормаль** |
|
|
|
|
|
|
|
|
Напр. ДС,В |
1/1-1/4 |
Нормаль** |
|
|
|
|
|
|
|
Напр. БК, В |
- |
Нормаль** |
|
|
|
|
|
|
|
Ток на входном конце б.у., А |
- |
0,28 - 0,8 |
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия И.О. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Подпись |
|
|
|
|
|
|
||
* - Заполняется группой технической документации на основании принципиальной схемы выбора кодовых комбинаций для данной сигнальной установки.
** - Заполняется группой технической документации на основании данных регулировочных таблиц для данной сигнальной установки.
Назад на один уровень. Главная.